Предлагаем Вашему вниманию статью, написанную генеральным директором агентства недвижимости «Релайт-Недвижимость». Профессианал раскрывает хитрости недоросовестных риелторов. Читайте, будьте бдительны!
У хорошего продавца всегда есть свои маленькие хитрости, которые
помогают ему показать «товар лицом» и завуалировать недостатки. Со
следствием подобных хитростей наверняка сталкивалась каждая женщина,
принося домой неизвестно зачем купленную кофточку и удивляясь самой
себе: «Надо же, ведь никогда такую не надену!» При этом нередко
«счастливая» обладательница кофточки, рассмотрев ее внимательно, с
изумлением обнаруживает вдобавок, что произведена покупка вовсе не в
модной столице Европы, а в самом что ни на есть азиатском Китае.
В
принципе, ничего особенного или явно аморального в действиях продавца,
использующего свои «маленькие хитрости» для повышения привлекательности
товара, нет. При условии что они действительно маленькие. И все же…
Когда вместо кофточки за полторы-две тысячи рублей речь пойдет о целой
квартире, эмоции покупателя, узнавшего правду лишь после сделки, едва ли
ограничатся только удивлением или досадой.
А потому рассмотрим
несколько таких приёмов, которыми пользуются риелторы, продавая
квартиры. И пусть формально, с юридической точки зрения, эти квартиры
абсолютно «чисты», но качество их с рыночной точки зрения не всегда
соответствует цене.
«А был ли мальчик?»
Для сокрытия тех
или иных недостатков квартиры риелторами используются так называемые
технологические ухищрения. Речь идет о недостатках, которые либо
объективно влияют на ликвидность (и, соответственно, на цену), либо
известно, что они неприемлемы для конкретного покупателя. Но продать-то
квартиру надо! И желательно не по сниженной цене. Вот тут-то риелторам и
помогает «креативная мысль».
Например, я за 17 лет работы не
один раз сталкивался с ситуацией, когда для повышения ликвидности
квартиры, в которой нет централизованного горячего водоснабжения (что
негативно влияет на ликвидность), перед началом продаж элементарно
снимали газовую колонку. Ведь абсолютное большинство покупателей во
время осмотра квартиры обычно не проверяет, есть ли в кране горячая
вода. Летом этот номер вообще проходит на ура, поскольку отсутствие
горячей воды всегда можно объяснить сезонными профилактическими
работами. Но даже зимой маскировка проста – достаточно лишь наклеить на
подъезд соответствующее объявление…
Известны мне и случаи, когда в
квартирах перед просмотрами появлялись телефонные аппараты. Притом что
телефонная линия отсутствовала. Причем зачастую риелтор и продавец даже
«звонили» по этим телефонам в присутствии покупателей…
В этом же
ряду – всевозможные «мелкие шалости»: отключения воды в случае
протекающей сантехники, оклейка пленкой разбитых дверей и т. п.
Если
в многокомнатной квартире проблемной является только одна комната
(например, в ней есть следы протечки), то зачастую именно эту комнату не
разрешают осмотреть под благовидным предлогом (например «там маленький
ребенок спит»). Или разрешают лишь мельком взглянуть с порога при
выключенном свете.
Вообще, осмотр в темное время суток – весьма
популярная вариация метода. Например, это поможет, если около дома
находится нечто не слишком привлекательное. Ведь обходить вокруг дома
поздним вечером станет лишь малая доля потенциальных покупателей.
Если
дом расположен в месте, имеющем плохую транспортную доступность (мало
наземного транспорта, долго ехать), клиентов обычно везут на машине и
процессе поездки отвлекают разговорами, чтобы время пролетело незаметно.
Да
мало ли чего можно «накреативить», если поставить себе такую задачу!
Перечислить все возможные проявления я, пожалуй, не возьмусь, да и не
исключаю, что может встретиться нечто, чего я еще не видел.
Но
стандартный набор приемов довольно компактен. И «креатив» при одних и
тех же недостатках обычно используется один и тот же. Естественно, об
этом наборе знают все более-менее опытные риелторы. Поэтому используются
приемы преимущественно в отношении покупателей, не обеспеченных
риелторской поддержкой. Ведь профессионала на этой мякине не проведешь…
Ажиотаж
и цейтнот – враги покупателя
Помимо чисто технических
«усовершенствований», риелторами активно используются в повседневной
практике и PR-технологии. Например, «случайно встретившийся» в момент
посещения квартиры старший по дому или подъезду (обычно его роль
исполняет кто-то из коллег), который всячески расписывает преимущества
дома, рассказывает о том, что через два месяца он точно будет огорожен и
т. д. Или с той же степенью случайности встретившаяся покупателю
«хорошенькая соседка» – это почти безотказно действует на мужчин,
осматривающих квартиры без своих супруг.
Стандартный метод –
«ажиотажный спрос», когда в одну квартиру в одно и то же время
приводится несколько покупателей. При этом настоящим может быть только
один – тот, на которого весь этот ажиотаж рассчитан. Все остальные – «на
службе у риелтора продавца» и пришли лишь для того, чтобы показать,
насколько объект пользуется спросом.
И наконец, классика жанра:
постепенное повышение классности квартир. Суть проста – вначале клиенту
показывают две-три-четыре-пять квартир, не имеющих практически ничего
общего с его желаниями, затем одну-две подходящие. Ну а после этого
снова всякую ерунду. Причем риелтор с каждым показом начинает давить все
сильнее: «Вы же сами видите, выбор очень ограничен. Выбирайте скорее ту
квартиру, что только что посмотрели, а то она уйдет, и вам придется
довольствоваться тем, что осталось. А если не выберете ничего, упустим
покупателя на вашу квартиру и будем ждать еще полгода». В условиях
жесткого цейтнота (обычно ведь клиентам надо уложиться в то время поиска
квартиры, которое согласовано с покупателем их жилья) и давления
риелтора клиенты, вконец измученные все новыми просмотрами
разнообразного неликвида, частенько соглашаются…
«Дружба
крепкая…»
Описанные методы, как правило, направлены на самого
покупателя, редко – на начинающего риелтора. Однако периодически
«объектом атаки» становится агент покупателя.
В России этот метод
получил очень широкое распространение в период кризиса. Поскольку все
покупатели в условиях стагнации рынка были наперечет, риелторы продавцов
были вынуждены стимулировать коллег, которым посчастливилось «подцепить
покупателя», чтобы продать объекты своих клиентов. Обеспечивается эта
заинтересованность просто: риелтору, обслуживающему покупателя, обещают,
в случае если он уговорит своего клиента приобрести именно этот объект,
выплатить энную сумму «лично в его карман».
В принципе, в этом
нет ничего плохого, если выплата происходит за счет собственного
вознаграждения, а не в качестве дополнительных затрат продавца.
Собственно, на этом принципе работает весь рынок недвижимости Северной
Америки, где вознаграждение делится поровну между риелторами обеих
сторон сделки.
Другое дело, когда с помощью «финансового
стимулирования» пытаются повысить ликвидность квартиры, имеющей явные
огрехи. Иногда даже не бытового, а правового характера. В этом случае
задачей риелтора продавца является привлечение коллеги, находящегося «на
другом берегу», к сотрудничеству. Например, чтобы в обмен на
персональное вознаграждение он закрыл глаза на тревожные факты в
правовой истории квартиры. Или чтобы при проведении проверки «копал» не
слишком глубоко… Понятное дело, что в этом случае покупатель едва ли не
полностью зависит от моральных устоев своего агента.
Однако
моральные устои – субстанция эфемерная, поэтому необходим и конкретный
инструмент, позволяющий покупателю не стать заложником ситуации. На мой
взгляд, единственный действенный способ
«спасения» – потребовать письменное заключение от фирмы о
проверке юридической чистоты квартиры. В этом случае риелторы, вероятнее
всего, предпочтут не рисковать, скрывая от вас реальное положение дел.
А
метод борьбы со всеми остальными «технологиями» крайне прост: смотрите
своими глазами, составляйте собственное мнение, не стесняйтесь
заглядывать во все углы и открывать краны. И не ленитесь совершить
прогулку вокруг дома. А еще лучше – по кварталу. Иногда результаты такой
прогулки оказываются неожиданно интересными…
В конце концов, это
вы покупаете квартиру. И платите за нее свои деньги. И даже если эта
квартира объективно без изъянов, вам она должна просто понравиться. Вам,
а не риелтору, который хочет поскорее «сделать сделку».
Олег
Самойлов – генеральный директор АН
«Релайт-Недвижимость»
|